Листы сада М. зов. 370.
Прочтите и сосчитайте, сколько раз даже Христос удалялся в пустыню.
Даже его дух в пране нуждался.
Листы сада М. озарение. Ч. 2, гл. V, 11.
Ничто не собирает эссенцию праны равно растениям. Даже пранаяма может быть заменена общением с растениями. И годно понять, как пристально надо углублять взор в строение растений
. Закон питания земли посредством щупальцев растений дает возможность черпать из этого резервуара через обоняние и зрение ценное качество жизнеспособности – так называемое натуровалорис, получаемое при сознательном устремлении.
Как ценны живые растения, не потерявшие жизнеспособности, также могут быть полезны препараты, сушенные на солнце. Но следует избегать стадии разложения, ибо разложение одинаково во всем и привлекает наиболее несовершенных духов. Потому нужно следить за состоянием срезанных цветов. Запах разложения надо почуять – не внешность, но запах являет признак.
Когда не время цветам, полезно иметь маленькие хвойные деревья; как машина электрическая, они накопляют жизнеспособность … … условие покоя усиливает действие.
Живое понимание мощи природы пошлет без магии освежение возможностей.
Н. к. рерих. “К Природе”. 1901 г.
Всё нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше – и то ополчилось и толкает к природе, нас, измочалившихся суетою и изверившихся. Конечно, как перед всем естественным и простым, часто мы неожиданно упрямимся; вместо шагов к настоящей природе, стараемся обмануть себя фальшивыми, нами же самими сделанными ее подобиями, но жизнь, в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего и никогда еще, как теперь, не раздавалось столько разнообразных призывов к природе. (…).
Возьмете ли кивач и бодрый северный край. … а Урал – то! А протяжные степи с отзвуками кочевников! А Кавказ с милою патриархальностью еще многих племен. Да что говорить о таких заведомо красивых местах, когда наши средние губернии подчас неожиданно дают места красоты и характера чрезвычайного. Вспомним озерную область – губернии псковскую, новгородскую, тверскую, с окрестностями Валдая, с их порховскими, Вышгородами, с их привольными холмами и зарослями, смотрящими в причудливые воды озерные, речные. Как много в них грустной мелодии русской, но не только грустной и величавой, а и звонкой и плясовой, что гремит в здоровом, рудовом бору и переливается в золотых жнивьях.
О бок с природой стоит любопытная жизнь её обитателей. Сбилась уже эта жизнь; разобраться в ней уже трудно без книжных указаний, но всё же для пытливого уха среди неё всегда зазвучат новые струны и дальнозоркий глаз всегда усмотрит новые тона.
Много на Руси истинной природы, надо беречь её. (…).
Люди, вышедшие из природы, как-то инстинктивно чище и притом уж не знаю, нашептывает ли это мне всегда целесообразная природа, или потому, что они здоровее духовно, но они обыкновенно лучше распределяют свои силы ….
“Бросьте всё, Уезжайте в Природу”, – говорят человеку, потерявшему равновесие, физическое или нравственное, но от одного его телесного присутствия в природе толк получится ещё очень малый, и хороший результат будет лишь, если ему удастся слиться с природой духовно, впитать духовно красоты её, только тогда природа даст просителю силы и здоровую, спокойную энергию.