Как в месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и богов.

Почему собачью слюну считали целебной? Как мода на ошейники для собак породила моду на ошейники для цариц? Какие боги шумеров сопровождались лающими спутниками? Читайте об этом в новой серии собачьего цикла Глеба таргонского.

Как в месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и богов.
В прошлый раз мы выяснили, как собака помогла человеку начать свою историю: стала верным охранником стоянок и верным помощником в охоте. И, кстати, именно собака своим примером показала человеку, как можно преследовать стада копытных животных – с этого началось человеческое скотоводство. Функции собак в древнюю эпоху неисчислимы, она спасала даже от холодной смерти. У австралийских племен был термин “Ночь Трех Собак”: это значит, что настолько холодно, что взрослый человек сможет нормально выспаться только обложившись тремя собаками.

Как в месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и богов. 01
Собаки первых цивилизаций на так называемом “Плодородном Полумесяце” (Египет – Палестина – междуречье) и до появления сельского хозяйства были любимцами. Мы видим свидетельства приручения собаки в малой Азии в древнем святилище гобекли – тепе (Турция. Двенадцать тысяч лет тому назад неизвестный мастер изобразил человека в сопровождении собаки.

Как в месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и богов. 02
У шумеров собачий культ глубоким и серьезным. Он касался, например, сложной системы суеверий. Считалось, что собачья слюна обладает исцеляющими способностями, поэтому ее согласно древним рецептам добавляли в различные смеси и отвары. Собаку клали в постель к больным, считая, что она сможет отогнать недуг. Кроме того собака, как давний верный страж человека, воспринималась как защитник от всевозможных бедствий и нечистой силы. Амулеты с собачьими изображениями из алебастра и кости древние шумеры носили как мощные обереги, а при строительстве дома под порогом закапывали глиняные статуэтки собак.
Мы такие “Закладки” на раскопках в городе калху встречаем. В развалинах древней ниневии мы также находим глиняных собачек, на которых написано, что они защищают от любой опасности.

В шумерских пословицах и баснях, которые в будущем переложит на свой лад грек Эзоп, мы также постоянно встречаем собаку. Дотошный Сэмюэль крамер насчитал восемьдесят три упоминания. Пословицы и басни носили назидательный характер – юным шумерам предлагали брать пример с собак, если они хотят быть верными, храбрыми и настойчивыми.

Собаки (по-шумерски “ур- ги”) свободно перемещались по древним селениям и городам месопотамии, однако все же считалось, что у каждой собаки должен был быть конкретный хозяин. Для того, чтобы каждый понимал, что собака принадлежит хозяину, и был изобретен ошейник и поводок. По крайней мере, первые изображения собак с этими атрибутами встречаются именно в месопотамии. Произошло это около 3 500 лет до нашей эры.

Здесь шумеры не изменяют себе. В замечательной книге Сэмуэля ноя Крамера “история начинается в шумере описано, как шумеры изобрели школу, аквариум, песни о любви и смерти, юриспруденцию, шестидесятеричную систему, по которой мы до сих пор сверяем часы, и многое другое.

Кроме ошейника и поводка, шумеры дали собакам место в своей сложной религиозной иерархии. И, надо отметить, далеко не последнее. Согласно двум важнейшим источникам, знаменитой “Песне о Гильгамеше” и менее известному “списку иннаны”, собаки являлись верными спутниками самой популярной богини иннаны (она же известна под именем иштар. Она всегда находится в сопровождении семи охотничьих собак (у шумеров было несколько пород, выведенных согласно специализации: от пастушьих до охотничьих.

Выгуливала своих собак на поводке и богиня врачевания и здоровья, гула. Более того: ее часто изображали в виде собаки (о целительных свойствах собачьей слюны и просто собачьего соседства я уже писал) и. даже в ошейнике. Это, кстати, говорит о том, что собаку шумеры воспринимали исключительно в положительном ключе.

Самые древние изображения ошейника представляли собой либо толстые кожаные полосы, сшитые вместе, либо простые веревки. На них часто наносился знак хозяина. Таким образом, они предохраняли собак от насилия со стороны других людей и других собак, защищая шею. Иногда ошейники затейливо украшали, например на терракотовой плите из борсиппы (около дву тысяч лет до нашей эры) мы видим большую собаку с ошейником из веревок с кисточкой.

Не исключено, что хозяева мерялись богатством, заказывая разные ошейники. Эта мода на моду женскую перекочевала. Во всяком случае, королева города Ур пуаби (Пу- абум), жившая и правившая около двух тысяч шестьсот лет до нашей эры, носила так называемое “Ожерелье Собачьего Ошейника”: ну то есть это был фактически обычный ошейник, только изготовленный из золота и лазурита. Придворные попроще носили ошейники из металла. К сожалению, про поводки для придворных ничего не известно.

Зато хорошо известно про поводки для собак. Их было несколько вариантов. Вообще собаки шумеров были довольно крупные (размером с мастиффа), поэтому поводки были весьма необходимы. Это были и простые веревки, и деревянные палки с зазубринами, которые позже заимствуют египтяне. Кстати, египтяне, в отличии от собратьев – шумеров, собак приручили достаточно поздно. Впрочем, это не помешало им питомцев обожествить.

В следующий раз мы посетим Египет и увидим, как собаки резвятся в тени вечных пирамид, вторгаются в мифологию и становятся священными животными.

Оставайтесь с нами и не забывайте гладить собак!

Глеб таргонский.
Идея, редакция цикла и текст: Глеб таргонский.
Собачьяистория_ ЦИ глебтаргонский_ ЦИ собачьяистория@Dighistory.

На иллюстрациях:

1. мемориальная доска из сиппара, . 2000-е гг. до н. э.
2. статуя собаки. 3000-е гг. до н. э. 3. глиняные фигурки собак, зарытые под входом в северный дворец в ниневии.

Оцените статью
Добавить комментарий