1 марта день марены или навий день, 1 марта – ярилин день, Плющиха – весновка.

Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб.

Народ приносит требы (исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски “Треба” означает “Т” – тею (творю), “Р” – Ра (бог), “б” – ба (душа) = “творю боговой душе”. Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния
1 марта день марены или навий день, 1 марта - ярилин день, Плющиха - весновка.. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
Свети, свети, солнышко!
Дам тебе яичко, как курочка снесет в дубраве, отнеси его до раю, пусть все души радует.
Требы славян – это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды – это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники и т. д. “Аже се роду и рожанице крають хлебы и сиры и мед …”. Требы определены каждому богу соответственно. В воду бросают скорлупу освещенного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к русальному дню.
В ночь перед навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.
Последний праздник навьих богов перед приходом весны. День Мары марены – великой богини зимы и смерти в народе она была названа кикиморой – одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день “Вздел Ярило Зиму (т. е Марену) на Вилы”.
Вспоминают и чтут в этот день богиню, что проведет народ к калинову мосту (владения морены, согласно древним сказам, лежат за черной рекой смородиной, разделяющей явь и навь, через которую перекинут калинов мост, охраняемый трехглавым змеем.
Народные приметы к этому дню:
Внимание! Только в том случае, если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель – вся неделя метельная.
Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
Таким образом, если в мороз вспотели оконницы и рамы – жди потепления.
Вверх поднимаются по стеклу “Снежные Растения” – морозу продолжаться, наклонились их побеги – к оттепели.
1 марта в народном календаре – ярилин день.
Ярило – бог солнца, рождения, обновления и плодородия у древних славян, который отгоняет зиму прочь и приходит обогреть застывшую землю, подарить ей новых сил, чтобы она смогла “Окрепнуть”, дать толчок для рождения новой растительности, а следовательно, и пищи для своих обитателей. Нередко с первыми “Лучами Весны” в народе поговаривали: “поднялся Ярило – берись мужик за вилы”.
Беременные женщины также времени зря не теряли. Они верили, что именно в первые числа марта им предоставляется уникальная возможность – получить благословение от самого Ярилы. Для свершения обряда достаточно было несколько минут погреться на весеннем солнышке, чтобы будущий малыш смог набраться сил, а мама – энергии и терпения.
Лишь в том случае, если в ночь на 1 марта выпадал снег, люди расчищали дорожку к колодцу. Считалось, что подобный ритуал принесет в дом счастье, а его обывателей наделит крепким здоровьем. До 19 века существовала нерушимая традиция – не выходить на работу в этот день. Люди могли себе позволить немного отдохнуть перед бурными весенними буднями, начинались так называемые ярилины хороводы, устраиваемые в честь прихода весны.
День 1 марта ранее почитался у славян и как Плющиха – весновка, ибо с этого времени снега начинали подтаивать и оседать (плющится, становиться меньше.
В народной среде день Плющихи ранее воспринимался как переломный, когда старое кончается, новое начинается. Такое представление было связано с тем, что одно время (примерно с крещения Руси и до 1492 года. ) В этот день начинался новый год по византийской традиции. До середины XV века на Руси к этому празднику даже специально выращивали вишни – до ма, в кадках: “к миру и ладу, на счастье и благоденствие вишня в новолетие расцветает. ” (Имелся ввиду новый земледельческий год).
С принятием нового календаря, когда 1 марта стал первым днём весны, день Плющихи получил приставку “Весновка”: “Плющиха – весновка весну снаряжает”.
В народе верили, что сам бог поручил Плющихе (в христианской традиции – св. Евдокии, до крещения именуемой Авдотьей) воскрешать землю от зимнего сна – смерти и дал ей ключи от всех весенних вод. Она могла по собственному усмотрению “Пускать или не Пускать” весну: “тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь”. Вот ещё одно доказательство того, что и тут христиане позаимствовали образ морены!
По первым дням марта судили о погоде: 1 марта говорило какова будет весна, 2 марта – лето, 3 марта – осень, 4 марта – зима. Лишь в том случае, если день ясный, то и соответствующее время года будет солнечным, если холодно, то это время года также будет холоднее обычного.
В этот день встречали новый земледельческий год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века.
Первый призыв весны начинается с этого дня; дети и девицы влезают на кровли амбаров, всходят на ближайшие холмы и пригорки и оттуда причитывают: “весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с великою милостью”. Тот же призыв повторяется 9-го, 22-го (в меньшей степени) и 25-го марта, на красную Горку. В некоторых местностях обрядовые причитания прямо обращаются к ладе, богине летнего плодородия, любви и брачных связей.
В старину закликание весны должно было сопровождаться жертвенными приношениями. И доныне 1-го марта, на утреннем рассвете, болгары выходят встречать весну с нарочно приготовленным круглым хлебом, наши поселянки расстилают на поле новый холст, кладут на него пирог и, обращаясь на Восток, говорят: “вот тебе, матушка весна! ” Затем, оставляя свои дары под открытым небом, они возвращаются домой, с надеждою, что матушка весна оденется в новину и за принесенную ей хлеб-соль уродит в изобилии лён и коноплю.
Весновка снега плющит, а знающий человек спешит запастись талой водицей, ибо она сейчас вровень с живой водой.
Снег, по старинному поверью, приобретает особую, целительную, силу; старухи – знахарки собирают его в облюбованных местах по пригоркам, обогретым солнышком до проталин, и дают после, из тщательно сохраняемых ото всякого лихого глаза кувшинов, болящему сельскому люду, – на пользование против самых разнообразных недугов – болестей. Снежицей больных мыли, и бывало, ставили на ноги. Снежицей стены дома обмывали, цветы поливали. Приносили такую водицу курам – и те нестись через неделю начинали.
И дышать начинали стены, и не гнело к земле человека в тот день, когда он снежицей умывался.
Женщины по-своему встречали весну. Они выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилёту. Девушки брали этих птиц и, исполняя “Веснянки”, подкидывали их вверх: “жаворонки прилетите, весну принесите! Парни раскладывали костёр, на котором палили разные старые вещи. К девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Парни делали качели, на которых молодёжь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лён и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
В некоторых сёлах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали “Весновку” – красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на борону и с песнями возили вокруг костра.
На Украине дети носят в руках сделанную из дерева ласточку, ходят с нею от хаты до хаты и прославляют наступающую весну.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам. Дети тоже собирались своей группой. Бегали по деревне, не пропуская ни одного дома. Веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая пели. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушёную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.
В России начинают с первого марта посещать могилы родных и продолжают это с обрядным поминовением за упокой до дня земли (10 мая. Это первые весенние поминки, осенними же заключается народное прощание со всеми умершими, родными и знакомыми.
Плюшниха, плюшки. Так поселяне называют черты, разделяющие лёд и снег на клочки – плюшки. Эти плюшки после оттепели появляются. Солнце, пригревая снег, образует ручьи, которые в мартовские утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду особенные черты. Тогда старики говорят: “Плюшниха Провела Плюшки”. Жить по конам своих предков, значит, жить по совести и в ладу с природой! Всем здравия!

Оцените статью
Добавить комментарий