Как объяснить ребёнку, что такое причастие.

“Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик”, – услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.
“Компотик”, “изюминка”, “вкусненькое” – что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на божественной литургии и ожидая выноса чаши.


Как объяснить ребёнку, что такое причастие.
К сожалению, подобные “Объяснения” самого главного таинства церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: “а не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути евхаристии? Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое тело и кровь христовы, следует начать с того, что таинство святого причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно “Усложняя” объяснение.
Таким образом, если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: “зачем это нужно и что это такое? Для него участие в евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в божий дом, что будете участвовать в таинстве святого причащения, чтобы соединиться с господом.

Причастие – это соединение с богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: при – частие, становление частью чего-то, при – со – единение к богу ….
Бог есть любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: “Даже Наша Пища – это Любовь Божия, Ставшая Съедобной”. И господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к своей любви, чтобы мы были с ним единым организмом. Для этого он таинственным образом соединяется с нами в таинстве причастия.
Можно охарактеризовать святые дары словами спасителя о себе – хлеб небесный: “Я Хлеб Живый, Сшедший с Небес; Ядущий Хлеб сей Будет Жить Вовек” (ин. 6. понятия “Тело” и “кровь” сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения “моя Кровинушка”, “плоть от плоти”. Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
Святые дары также правильно и доступно для ребёнка именовать святыней.
Говорить о святом причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к святыне.
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять таинство тела и крови постепенно и только при одном условии, что Вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.
И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: “как объяснить ребёнку, что такое причастие? Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: “ну что, причастилась? Батюшка причастил тебя? “(она Боялась Бородатых Мужчин) – Ответила:”нет, не батюшка, ангел! Да это был батюшка! “, – а она:”нет! Ангел! Вот и что она видела! Я, пытаясь словами объяснить, что такое причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Анастасия овансова, мама троих детей.
Своим детям я не говорю “Тело” и “кровь”, потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: “соединяемся с господом! Марина Базанова, мама двоих детей.
Вопрос формального объяснения таинства евхаристии для детского ума сложен.
Попытка ответить на вопрос: “что находится в чаше? “, – в Категориях”хлеб”, “тело”, “вино”, “кровь” может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение трапезе господней возможно раскрытие внутреннего содержания таинства таинств.
Только через личный пример, участвуя в божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту истину. Истину того, что в чаше находится господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
Священник александр Аникин.
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с богом, чтобы ребёнок понимал что бог это личность, что бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской библии, через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать причастию магические свойства (например: “Если ты Будешь Причащаться, то Тебе Будет Везти по Жизни”, “если ты будешь причащаться, то богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, бог обязательно исполнит”. Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
Священник александр ионитис.
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное – постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
Диакон антоний сацута.
Мне кажется, что можно сказать так: “Господь Войдёт в Твоё Сердечко, и Постарайся Сохранить там Этого Дорогого Гостя – Жить так, Чтобы Ему Было Приятно”.
Ну а если дальше вопросы будут: “а как это хлеб и вино становятся телом и кровью господа? “- Можно, я Думаю, Ответить так:”мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание. Так и господь на тайной вечере вкусил хлеб и вино – они стали им, вошли в его тело и кровь. Теперь мы на литургии становимся участниками той самой тайной вечери и таинственным образом принимаем в себя самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас”. А выяснять уже механику или химию этого таинства – дело невозможное, да и ненужное. На то оно и таинство. Иподиакон Александр попов.

Оцените статью
Добавить комментарий